Я постоянно экспериментирую с составлением и ведением бюджета и периодически пробую разные сервисы домашней бухгалтерии. Сегодня я хочу рассказать вам о новом сервисе, которым я пользовалась в последнее время. Это система домашней бухгалтерии «ХаниМани».
Сервис основан на системе «конвертов». В системе предусмотрены 2 базовых конверта:
«Резервы» — это деньги, зарезервированные на ваши предстоящие расходы (запланированные в бюджете).
«ХаниМани» — это «свободные» деньги, которые остаются у вас после того, как вы запланировали ваши расходы и отложили средства в другие конверты, необходимые вам.
Вы можете создавать любые другие конверты, помимо базовых, но каждый из них будет одного из двух типов: Цель или Фонд.
Цель – (например, «Отпуск») заключается в том, что вы указываете необходимую сумму и сроки, а затем по своему усмотрению переводите туда деньги (регулярно или периодически). Как только нужная сумма будет накоплена – она закрывается.
Фонд – это возможность поинтереснее. Ее суть в том, что вы назначаете некий «фонд» (например, «Уход за собой») с заданным лимитом (не более 5000 рублей в месяц). Затем настраиваете ежемесячный автоматический перевод на него в размере 5000 рублей. В дальнейшем все расходы в категории «Уход за собой» вы оплачиваете только из этого фонда. Если деньги остаются – отлично, вам бонус. Если включить фантазию, можно придумать довольно много возможностей использовать эту опцию. В частности, таким образом можно контролировать «узкие» места вашего бюджета.
Далее вам предстоит создать счета. Счета – это все места, где у вас хранятся деньги. Это могут быть «Кошелек», «Расчетная карта», «Сберегательный счет», счета электронных платежных систем и даже кредитные карты (при этом их баланс будет отрицательным).
Создав счета, укажите остатки на каждом из них. Сервис автоматически посчитает, сколько денег у вас имеется в наличии.
Следующим шагом следует внести в систему планируемые доходы и расходы, например:
- Денежные поступления (зарплата, аванс, алименты, пособия, плата за аренду имущества и т.д.)
- Фиксированные расходы (аренда, ипотека, платежи по кредитам, автоматические списания со счетов)
- Регулярные расходы (питание, отдых, хозяйственные принадлежности и т.д)
При этом вы можете:
- Выбрать счет, с которого будет выполняться этот расход (или куда будет зачисляться доход)
- Выбрать конверт, который будет учитывать этот доход или расход (по умолчанию запланированные транзакции будет учитывать конверт «Резервы», а незапланированные – конверт «ХаниМани» (т.е. ваши свободные деньги)
- При необходимости настроить повторение транзакции (что удобно для фиксированных транзакций, таких как ипотека, кредит, оплата интернета и т.п.)
Если окажется, что денег для всех запланированных расходов у вас недостаточно, вы сразу это увидите и сможете подкорректировать бюджет, используя конверт «ХаниМани» (свободные деньги).
Теперь можно приступать непосредственно к внесению транзакций. Делается это точно так же, как и внесение запланированных транзакций (с помощью кнопки «Новая транзакция», только со вкладкой «Факт»):
Итак, принцип работы системы, я думаю, понятен, теперь о возможностях и опциях.
Сразу хочу отметить одну особенность сервиса: он не позволяет отдельно создавать категории и подкатегории расходов и доходов. Они создаются прямо при создании новой транзакции и могут иметь вид, например:
- Питание
- Питание/еда вне дома
- Питание/продукты/молочное
При этом в статистике вы увидите данные как по общей категории, так и по подкатегориям.
Это довольно нестандартное решение для систем домашней бухгалтерии и, на сколько это удобно, решать вам. Впрочем, существует возможность отредактировать категории с помощью «Редактора категорий».
Перейдя на вкладку «Календарь», вы можете увидеть все ваши транзакции за нужный период и, нажав на любую из них, при необходимости отредактировать.
В качестве резюме могу сказать следующее:
- На первый взгляд может показаться неочевидным различие «счетов» и «конвертов». Но если разобраться, это оказывается очень удобным. В отличие от многих других систем, где предлагаются только счета, а резервировать средства приходится самостоятельно, «ХаниМани» сама показывает вам, сколько расходов вам предстоит потратить в этом месяце и сколько средств находится у вас в свободном доступе (на всех счетах). При недостатке бюджета не приходится перепланировать расходы по категориям, достаточно использовать конверт «ХаниМани», распределив средства оттуда
- Сервис дает возможность резервировать средства на определенные цели и назначать фонды для различных нужд, контролируя таким образом «дьявола в своем кошельке»
- В целом сервис довольно удобен и не содержит ничего лишнего (в том числе и рекламы, это принципиальная позиция разработчиков)
- Техподдержка предоставляется 24 часа в сутки
- Имеется мобильное приложение
- Минусом можно посчитать платность сервиса (хоть и невысокую), но благодаря бесплатному 30-дневному периоду вы сможете сами оценить, хотите ли вы работать с «Хани Мани» и дальше.
Безусловно, попробовать советую.
3 комментария
Спасибооо огромное за совет, как раз хотела попробовать какое-нибудь приложение для учета и наглядности доходов-расходов. Вы написали новую статью на сайте в ответ на мой мысленный запрос во вселенную 🙂
Ого, какая интересная система! Вот мне как раз планирования не хватает — везде только учет, а тут еще и планирование есть. Попробую.
Пользовалась ХаниМани несколько лет и отказалась. Причины мои индивидуальные, но могу озвучить.
— нет возможности использовать для одной категории трат разные источники. Допустим, вы используете 2 карты и кошелёк. Например, запланировал траты на продукты с карты — при использовании кошелька придётся либо делать перевод средств между счетами, либо создавать сразу несколько категорий для трат на питание, из всех карт и кошелька. Потом эти переводы заполняют кучу места. Раньше была кнопка по объединению переводов, после обновления её убрали и теперь вот так.
Да и сервис платный, сейчас точно не скажу, что-то около 700 р в год.
Не хаю, ни в коем случае. Попробуйте. У них есть бесплатный пробный период на месяц. Мне не подошло, а вам вполне может понравиться. Это было моё первое приложение по учёту финансов, и в свое время оно меня здорово выручило.
Я сейчас установила CoinKepper, тестирую 3-й месяц, пока все нравится. Купила премиум за 499 р бессрочно. Плюсы по сравнению с ХаниМани: возможность совершать траты на одну категорию из разных источников. Есть возможность распределения СМС.
Есть все возможности планирования, как и в ХаниМани, и есть отчёты.
Есть возможность отслеживать на компьютере, но нельзя через комп делать транзакции. Возможно, я просто не разобралась, но кажется нет. Но мне не мешает, я больше в телефоне, чем в компе.
Ну и учитывая купленную премиум версию, сервис мне теперь бесплатный.
Ещё установила «Деньги ОК», но тут пока ничего не скажу, только установила, не разбирались. Пока CoinKepper устраивает полностью.