Я постоянно ищу новые способы планирования и организации разных сфер жизни, в том числе и финансов. Жизнь не стоит на месте, обстоятельства меняются и то, что работало в прошлом году, сегодня уже может не работать.
Недавно я поняла, что моя привычная система контроля расходов перестала соответствовать моим нуждам. Появились новые регулярные платежи, новые источники доходов и новые финансовые цели. Кроме того, растут мои рабочие расходы — а так как я работаю сама на себя, они нередко превращаются в личные. Я решила все «переменять», как говорит моя дочка, подразумевая какие-то глобальные изменения).
Я задала себе следующие вопросы:
- Какие проблемы должна решать моя финансовая система?
- На какие вопросы она должна давать четкие и своевременные ответы?
- Под какие обстоятельства она должна быть настроена?
Подумав, я получила такой результат:
- У меня много еженедельных трат и платежей, поэтому мне удобнее привязывать бюджет к неделям, а не к месяцам
- Существующая система категорий больше не удовлетворяет моим нуждам: доходы выросли, и мне уже не важно отслеживать, например, сколько я трачу на еду, а сколько — на бензин для машины. Я решила укрупнить и обобщить категории
- Мне нужно четко видеть заранее, какие расходы и платежи мне предстоят на следующей неделе, чтобы планировать покупки исходя из финансовой нагрузки
- Так как мои доходы не привязаны к определенным датам, мне удобнее планировать бюджет непрерывным потоком, без привязки к календарю
- Доходы не фиксированы и могут существенно меняться от недели к неделе. Многие доходы вообще непредсказуемы
За основу я взяла систему «4 конверта», немного допилив ее под свои потребности. Я разделила свои расходы на 3 категории:
- Финансовые обязательства. Сюда входят все регулярные платежи, оплата счетов, деньги, которые я отправляю дочери-студентке, зарплата моих сотрудников, оплата рабочих сервисов и пр. Это те платежи, которые должны быть сделаны вовремя, в полном объеме и часто привязаны к определенным дням.
- Предстоящие траты. К этой категории относятся покупки и расходы, которые предстоит сделать. Например, поездка, обновление гардероба или ремонт машины. Этими расходами в большинстве случаев можно манипулировать — перенести на другое время или уменьшить лимит.
- Текущие расходы. Это так называемые «расходы на жизнь» — еда, хозяйство, развлечения, заправка машины и пр. Планируемый размер также зависит от того, насколько загружена платежами предстоящая неделя.
Теперь покажу, как это выглядит на примере:
Неделя | Финансовые обязательства | Предстоящие траты | Текущие расходы |
3-9 сентября |
ИТОГО: 22500 руб. |
||
10-16 сентября |
ИТОГО: 11500 руб. |
|
|
17-23 сентября |
ИТОГО: 9500 руб. |
|
|
24-30 сентября |
ИТОГО: 9500 руб. |
|
|
1-7 октября |
ИТОГО: 15500 руб. |
|
|
8-14 октября |
ИТОГО: 28500 руб. |
Как я поступаю:
Сначала в колонку «Финансовые обязательства» я заношу все регулярные расходы и платежи. Если есть возможность, распределяю их на разные недели. Например, оплату школьного питания я перенесла на вторую неделю месяца, которая не так загружена, как первая.
Затем, исходя из финансовой нагрузки недели, я планирую «Предстоящие расходы». Как видите, в первую неделю месяца у меня очень много расходов, поэтому на это время я обычно не планирую никаких крупных покупок.
Каждую пятницу, составляя список покупок, я смотрю, сколько мне предстоит обязательных платежей, а также сколько денег у меня есть в наличии. Например, у меня есть 25 000, а платежей предстоит на 11 000. Разница составляет 14 000. Из этих денег часть я откладываю в накопления, а оставшиеся делю между «Предстоящими расходами» и «Текущими расходами», по своему усмотрению.
Такой способ позволяет мне всегда заранее видеть, сколько денег я могу потратить за неделю, и при этом гибко планировать покупки, что особенно важно при нерегулярных и нефиксированных доходах.
Читайте: Как планировать семейный бюджет при нерегулярных доходах >>
5 комментариев
О, наконец-то! А то я не могла понять, почему попытки вести домашний бюджет идут с таким адским скрипом! Действительно, зачем я навыдумывала столько лишних категорий… Из-за этого процесс стал тягостным и превратился из удобного инструмента в лягушку. Вы как всегда на высоте, Маргарита, спасибо большое!))
P.S. Я не специалист в этом вопросе, но нельзя ли сделать так, чтобы при неполной отправке комментария (например, забыла почту указать), текст сохранялся в черновике? Для таких рассеянных, как я? А то заново печатать иногда неохота…
Появление адского скрипа, в любой области — вообще хороший знак, значит, пора что-то менять. По второму вопросу — тут программный код менять надо, я тоже в этом не спец.
Ничего, тоже хорошо. Буду тренировать внимательность)
Очень интересная статья, спасибо. Я долгое время искала свой способ планирования бюджета. В итоге тоже пришла к «4конвертам». Сначала расписывала поподробнее расходную часть. А теперь совсем упростила, вышли «3 конверта»)))). 30%своего заработка у меня уходит на возврат долга и оплату коммунальных услуг. Остальные 70% направлены на прочие расходы. Как правило деньги остаются и я их откладываю в 3 ий конверт на какую нибудь цель.другим словом нычка))). Если появляются непредвиденные расходы, то сначала стараюсь не трогать нычку, а там уже по обстоятельствам. Буду рада если кому пригодиться мой опыт.
Планирование это всегда нужное дело. А статья действительно толковая!!! Спасибо что поделились!