Станьте осознанным покупателем!

Цель рекламы — заставить людей нуждаться в том, о чем они раньше даже не слышали

Мартти Ларни «Четвертый позвонок»

Очень точно подметил один из моих любимых писателей в одной из моих любимых книг.

Наверняка многие из нас, прежде чем купить какой-либо товар, стараются узнать о нем побольше — читают отзывы в интернете, примеряют, принюхиваются, изучают состав и срок годности. Любой из нас хочет получить лучшее качество за как можно более низкую цену.

И все мы думаем, что делаем покупки осознанно. Недавно мне пришло в голову, что это может быть совсем не так. Я посмотрела документальный фильм «Корпорация» , который меня просто потряс. Вкратце — он рассказывает историю крупнейших корпораций и заставляет крепко задуматься об их истинном лице. Очень рекомендую, обязательно посмотрите (он немного затянут и сложноват местами, но оно того стоит!) . Мир корпоративной этики сложнее, чем мы можем себе предположить, а корпорации оказывают гораздо большее влияние на нашу жизнь, культуру, ценности и даже личную жизнь, чем мы можем заподозрить.

На первый взгляд кажется, что культура Осознанных покупок не так уж сильно связана с беспорядком, но это только на первый взгляд. Почему так много людей нуждаются в организации своей жизни, живут в постоянном цейтноте и испытывают вечный стресс? Основную масса беспорядка (как в доме, так и в жизни) — это прямой результат отсутствия контроля над покупками. Причем ко многим из этих покупок нас подстрекают грамотные маркетинговые кампании,  мощнейший инструмент манипулирования нашим сознанием. Их основная задача… перечитайте эпиграф к статье 🙂  Нет, они вовсе не хотят сделать нас счастливее и облегчить нам жизнь. Они не хотят нам помочь — они хотят получить прибыль. До нас им нет никакого дела. Они не хотят, чтобы мы действительно думали, прежде чем что-то купить.

Первая составляющая культуры Осознанных покупок состоит в том, чтобы научиться контролировать свои расходы и то, что мы решили внести в свою жизнь. Об этом у меня есть статья: Принцип Красного Бархатного Каната.

Другая часть состоит в том, чтобы в каждый момент времени осознавать, насколько социально ответственна компания, у которой мы собираемся приобрести товар. Действительно ли они заботятся о том, чтобы от их товаров не пострадали дети? Думают ли они о сохранности окружающей среды? Имеет ли для них значение, насколько их товар бережно относится к здоровью людей, как обувь Steve Madden. Я не сторонница радикализма, корпорации сделали очень много хорошего и полезного в мире. Но чем больше растут их аппетиты, тем больше они склонны к самым хитрым тактикам, в том числе и в отношении детей. Разве вам не приходилось видеть в детских центрах рекламы корпоративных спонсоров? А вы не слышали о том, как какая-нибудь компания боролась за право поставлять свою продукцию в школьные столовые и детские сады? Все это наталкивает на мысль о том, что пора начинать задаваться вопросом: насколько далеко может зайти их желание манипулировать нами? На каком этапе они могут остановиться? Какие пределы для них существуют?

Студентам предлагается носить рекламные щиты в обмен на оплату их обучения. Молодожены снимаются в реалити-шоу в обмен на оплату свадьбы. Младенцы не могут носить рекламные щиты и вообще не могут принять какое-либо решение, но родители сдают их в аренду корпорациям для рекламных роликов. При этом младенцы не получают ничего, но служат инструментом для манипулирования.

Я не призываю вас к нетерпимости, я предлагаю лишь стараться быть более осведомленными о том, как нами манипулируют и подумать об этом хотя бы несколько минут перед тем, как сделать покупку.

 

4 комментария

  1. Елена:

    Да, полностью согласна! Мы очень редко задумываемся над многими вещами, живём по привычке. На нас очень сильно влияет реклама, именно поэтому я отказалась от телевизора и уже больше полугода его даже не включаю. Большинство людей живут жизнью людей с экрана телевизора, они привязаны к сериалам и ток-шоу. А сейчас ещё живут и жизнью людей, с которыми общаются в различных соц. сетях. А на свою собственную жизнь не остаётся ни времени ни сил.
    Но у каждого человека есть выбор, и мы сами должны задумываться над тем с кем общаться, какие фильмы и передачи смотреть, что покупать. И стать ответственным и осознанным покупателем.
    Ведь наша жизнь в наших руках!

  2. Юля:

    Головы людей настолько уже забиты советами рекламы,большинство вряд ли сможет различить—действительно ли им необходима та или иная вещи или это желание навязано рекламой.Увы,это рыночная экономика и забота о людях при ней не имеет места ((((

  3. На самом деле покупки мы делаем осознанно. Просто покупаем впопыхах и то что помним. А как забыть то, что тебе в голову вбивают по 1000 раз в день? И как купить то, о чем ни разу не слышал?! 🙂 Реклама — двигатель торговли, однако…

  4. Отличная статья, правильные мысли! Нужно помнить о том, кто оказывает влияние на наши мотивы и постоянно спрашивать себя «чем продиктовано мое желание сделать что-то или обладать чем-то?». Также немаловажно осознавать, что мы, как покупатели, голосуем кошельком за тех или иных производителей, побуждая их менять свое поведение. Например, чем больше покупателей будут выбирать, например, чистящие средства от экологически ответственных производителей (где меньше химии, средства не тестируются на животных и т.п.), тем больше других производителей будут подключаться к такому способу производства, чтобы завоевать больше покупателей. Мы своим выбором можем сделать мир лучше! Я всеми руками за осознанное потребительство.

Оставить комментарий

logo-rbk visa mastercard
Пользовательское соглашение