В прошлом посте я вскользь упомянула, какие сюрпризы меня ждали в процессе подведения своих финансовых итогов за год. Хочу поделиться своим опытом и показать, как я составляю свои финансовые планы.
Мои финансы
В начале января я составила отчеты по своим доходам и расходам за год, по каждой статье. Результаты меня очень удивили — как в хорошем смысле, так и в плохом. Хорошим оказалось то, что я в несколько раз увеличила свои доходы (что превзошло мои прошлогодние ожидания), с чем и могу себя поздравить. Причину этому вижу в том, что я более эффективно научилась управлять своим временем и стала немного более дисциплинированной.
Вторым удивившим меня моментом стала сама сумма дохода — она составила стоимость приличной новой иномарки. Между тем, не могу сказать, что уровень жизни как-то резко возрос — и ответ этому нужно было искать в расходах: где, где все эти деньги???
Анализ годовых сумм расходов потряс меня еще больше. Весь прошлый год я мечтала о новом тренажере, но так и не купила — все время находились какие-то более насущные потребности, и почему-то казалось, что вот так взять и купить технику за 10-20 тыс. мне не по карману. Между тем, у меня есть статья расходов под названием «черная дыра». Туда я заношу все неучтенные траты, все деньги, которых я не досчиталась в конце отчетного периода. Например, «поели мороженого в парке, кому-то дали в долг 500 руб, с вечеринки возвращались вроде бы на такси, еще куда-то ушло по мелочи не-помню-куда» и т.п. И знаете, сколько денег у меня улетело в эту «черную дыру»? Стоимость небольшого тренажерного зала)
Было и еще несколько статей, расходы по которым показались мне неоправданно высокими. При этом мне не удалось купить или сделать то, что для меня по-настоящему важно. Я решила оптимизировать свой бюджет и сделать его более эффективным.
Как?
Финансовая наука утверждает, что почти любые расходы, доля которых в бюджете более 5%, можно сократить без каких-либо ощутимых неудобств. И я с этим соглашусь. (Расходы менее 5% тоже можно сократить, но экономия в этом случае будет совсем не значительной).
Разумеется, у вас вряд ли получится серьезно уменьшить, например, коммунальные платежи, но над всем остальным вполне можно подумать. Расходы на питание можно уменьшить в полтора раза (проверено на себе!), если планировать меню и не ходить по магазинам в голодном состоянии. Крупные расходы можно оптимизировать, используя метод распределения крупных трат.
Подсчитайте расходы по каждой статье за год в процентах и обратите внимание на те, доля которых составляет более 5%. Попробуйте немного уменьшить эту сумму и разделите на 12 месяцев. Вы увидите, что в месяц это совсем чуть-чуть. Но за год эта сумма будет гораздо ощутимее. Что бы вы сделали с этими деньгами?
Зачем это нужно?
Экономия ради экономии — дело тухлое, соглашусь. Даже звучит уныло. Для того, чтобы появилась мотивация уменьшить траты, нужно четко знать, для чего вам нужно высвободить лишние деньги. Может быть, ваша мечта — поездка в Европу, или ремонт в квартире. Или вы хотите заняться дорогостоящим хобби? Не рассматривайте процесс оптимизации расходов как урезание своего привычного комфорта. Взгляните на это по-другому: как на творческий процесс, который в итоге обещает вам плюшки и вкусности. Вовсе не обязательно отказываться от чего-то не очень практичного, но важного для вас. Например, в моем случае это еженедельные посиделки с супругом в ресторане или с друзьями в бильярдном клубе. Я очень люблю эти вечера, они для меня много значат и отказываться я от них не хочу. Вместо этого я решила пореже заказывать еду на дом, и перестала бесцельно бродить по магазинам.
Читайте: Принципиально другой подход к семейному бюджету: расходы, основанные на ценности >>
11 комментариев
Спасибо! Про 5% заинтересовало. Хочу попробовать, годовой бухгалтерии конечно нет, но думаю если записать расходы за месяц и составить диаграмму, то тоже подойдет, как считаете?
Почему бы нет? Лучше, конечно, хотя бы за три месяца ситуацию иметь перед глазами.
Все что вы пишите очень интересно!!!Распечатала предложенный вами органайзер на 2013 год, начала заполнять…,но для меня это оказалось таким сложным делом…..надеюсь, что с вашей помощью у меня все получится???!!!
Да, планирование бывает довольно сложным делом. Но оно того стоит! Тяжело в учении — легко в бою 🙂
хочу поделиться — пару месяцев назад начали с мужем расписывать бюджет наперед, сначала на неделю, потом на месяц. и действительно — стали появляться деньги для депозита, а главное — чувство, что все под контролем!
очень полезное дело. спасибо за идею с 5%!
Главное — сделать это своей привычкой, тогда успех неминуем!
Ой,Маргарита,как я с Вами согласна…Но как убедить мужа? Начитавшись много полезного у Вас,я также решила вести учёт денюжек.Говорю мужу,чтобы приносил все чеки.Поход папы и сына в макдональдс-всего 41 грн(мы с Украины)…А муж в ответ:»Это же мелочь…»И что тут сказать?
Может быть, заложить папины карманные деньги (определенную сумму) в отдельную статью и не учитывать в мелочах? А вообще мой муж сильно проникся, когда я продемонстрировала ему результаты прошлого года — он сначала даже не поверил в такие суммы. Но в итоге сам стал более серьезно к тратам относиться.
Надо попробовать метод 5%. Бюджет ведем относительно давно, два с половиной года(уже убедились, что это нужное дело))), так что прикинуть, что можно еще подсократить, думаю, сложно не будет…
Пицца, суши на дом.. лень идти за машиной…. Вот это да!!!! 5% от моей зарплаты (медсестры)-это 650 рублей
планирование тема интересная, но вот гадаю с чего начать и как лучше сделать, если относительно стабильный доход, кредит и покупки на данный момент по кредитной карте(а это получается на мес живём в долгу, и выйти пока из этой ситуации не получается, тк накладывается одни траты на другие). Может у кого есть личный опыт как быстрей избавиться от кредита?