Есть такая довольно известная буддийская притча. Шли два монаха, молодой и старый. У ручья встретили пренеприятнейшую женщину, которая весьма грубо и невежливо потребовала от них перенести ее через ручей, потому что она не хочет испачкать свои шелковые одежды. Старший из монахов исполнил ее требование.
Спустя какое-то время молодой монах, расстроенный тем, что его старший друг помог человеку, который так пренебрежительно себя повел, воскликнул:
— Эта женщина вела себя так эгоистично и грубо, но вы посадили ее на спину и перенесли через ручей. А она даже не поблагодарила вас!
— Я поставил эту женщину на землю два часа назад, — ответил старший монах. — Почему же ты до сих пор несешь ее?
Я думаю, это история о том, как я нахожу грязную чашку в гостиной или одежду на полу, а не в корзине, или о том, как мой сотрудник не справился с простым заданием. Я напоминаю себе, что у меня есть два варианта: я могу быть как молодой монах и закатить истерику, обеспечив себе плохое настроение и раздражение на весь день, или я могу быть как старый монах — самостоятельно решить проблему и тут же отпустить свое разочарование. Только я решаю — хочу ли я загромоздить свою голову грязной чашкой или странствующим носком, либо же я хочу сохранить свои нервы и энергию для других вещей. Я постоянно себе об этом напоминаю.
Я не горничная (и вам тоже не предлагаю ею становиться), но я помню о том, что у меня всегда есть выбор, как реагировать на ситуацию. Истерика по поводу носка, скорее всего, создаст больший беспорядок, чем сам носок.
Что вы выберете — 1 минуту нести носок в руках или весь день носить его в вашей голове?
7 комментариев
Маргарита,спасибо!Я знаю эту притчу,но связать ее с носком не додумалась.Теперь буду помнить о ней)),благодарю!
Да уж, иной раз целыми днями голова забита носками. Поддерживаю! Долой носки и грязные чашки! Освобождаем голову для творчества!
Первый раз читаю притчу с уточнением «пренеприятнейшая» и «потребовала». Без этих слов смысл притчи совсем другой.
Спасибо большое за притчу!
Здравствуйте.
Я для себя решила, что это история об узнавании другого человека.
Молодой монах думал, что он со старым похожи в принципах и в отношении к жизни.
А ситуация показала, что старый монах действует согласно рабскому послушанию и вопреки принципам социального поощрения вежливости.
И молодому монаху не обязательно брать старого как пример для подражания.
Я думаю, в жизни им не по пути.
А то, что молодой монах выразил расстройство и возмущение не сразу, а спустя 2 часа — отдельная тема.
«Почему же ты до сих пор несешь ее?» — потому что это время происходило принятие ситуации и непростого осмысления (см.выше), после которого надо принять непростое решение — как относится к попутчику, чего от него ждать, в каких делах доверять и сотрудничать, а в каких нет.
Восклицание молодого монаха — это вопрос:
«Почему вы поступили не так, как я представлял? Чего я не заметил, не знаю, не понимаю?»
Желание понимания и взаимопонимания молодого монаха могло бы привести и к таким наводящим вопросам:
для вас эта женщина не была неприятна?
вам трудно отказывать?
вы действовали на автомате?
На вопросительную суть восклицания пожилой монах не ответил.
А его ответ мог бы быть, например, наподобие таких:
мне трудно отказывать.
я дал обет помогать всем, кто просит и требует.
эта женщина напомнила мне мою мать, поэтому я захотел помочь.
в таких случаях я вспоминаю про пмс и снисходительно отношусь к женщинам.
я с детства привык к грубому отношению.
я никогда и не жду благодарности.
я старый человек, не хочу в себе копаться, сделал и сделал, вот я такой.
Конечно, мне нравится вариант, когда ответ даётся не как оправдание, не из чувства вины, а даётся также из желания взаимопонимания и из желания поделится собой, рассказать о себе.
По притче же непонятно, старый монах и правда не понимает молодого, или сделал вид, что не понимает и перевёл стрелки.
Смысл притчи в том, что монахи не должны касаться женщин, но старый нарушил правило ради любви к ближнему, но он нес женщину всего пару минут, и оставил ее у ручья, тогда как молодой тащил ее ща собой весь день, при этом ещё и осудив учителя