Планируем семейный бюджет на год

В прошлом посте я вскользь упомянула, какие сюрпризы меня ждали в процессе подведения своих финансовых итогов за год. Хочу поделиться своим опытом и показать, как я составляю свои финансовые планы.

Мои финансы

В начале января я составила отчеты по своим доходам и расходам за год, по каждой статье. Результаты меня очень удивили — как в хорошем смысле, так и в плохом. Хорошим оказалось то, что я в несколько раз увеличила свои доходы (что превзошло мои прошлогодние ожидания), с чем и могу себя поздравить. Причину этому вижу в том, что я  более эффективно научилась управлять своим временем и стала немного более дисциплинированной.

Вторым удивившим меня моментом стала сама сумма дохода — она составила стоимость приличной новой иномарки. Между тем, не могу сказать, что уровень жизни как-то резко возрос — и ответ этому нужно было искать в расходах: где, где все эти деньги???

Анализ годовых сумм расходов потряс меня еще больше. Весь прошлый год я мечтала о новом хорошем фотоаппарате, но так и не купила — все время находились какие-то более насущные потребности, и почему-то казалось, что вот так взять и купить технику за 1000$ мне не по карману. Между тем, у меня есть статья расходов под названием «черная дыра». Туда я заношу все неучтенные траты, все деньги, которых я не досчиталась в конце отчетного периода. Например, «поели мороженого  в парке, кому-то дали в долг 500 руб, с вечеринки возвращались вроде бы на такси, еще куда-то ушло по мелочи не-помню-куда» и т.п. И знаете, сколько денег у меня улетело в эту «черную дыру»? Да-да, как раз стоимость солидной фотокамеры.

Было и еще несколько статей, расходы по которым показались мне неоправданно высокими. При этом мне не удалось купить или сделать то, что для меня по-настоящему важно. Я решила оптимизировать свой бюджет и сделать его более эффективным.

Как?

Финансовая наука утверждает, что почти любые расходы, доля которых в бюджете более 5%, можно сократить без каких-либо ощутимых неудобств. И я с этим соглашусь. (Расходы менее 5% тоже можно сократить, но экономия в этом случае будет совсем не значительной).

Разумеется, у вас вряд ли получится серьезно уменьшить, например, коммунальные платежи, но над всем остальным вполне можно подумать. Расходы на питание можно уменьшить в полтора раза (проверено на себе!), если планировать меню и не ходить по магазинам в голодном состоянии. Крупные расходы можно оптимизировать, используя метод распределения крупных трат.

Подсчитайте расходы по каждой статье за год в процентах и обратите внимание на те, доля которых составляет более 5%. Попробуйте немного уменьшить эту сумму и разделите на 12 месяцев. Вы увидите, что в месяц это совсем чуть-чуть. Но за год эта сумма будет гораздо ощутимее. Что бы вы сделали с этими деньгами?

Зачем это нужно?

Экономия ради экономии — дело тухлое, соглашусь. Даже звучит уныло. Для того, чтобы появилась мотивация уменьшить траты, нужно четко знать, для чего вам нужно высвободить лишние деньги. Может быть, ваша мечта — поездка в Европу, или ремонт в квартире. Или вы хотите заняться дорогостоящим хобби? Не рассматривайте процесс оптимизации расходов как урезание своего привычного комфорта. Взгляните на это по-другому: как на творческий процесс, который в итоге обещает вам плюшки и вкусности. Вовсе не обязательно отказываться от чего-то не очень практичного, но важного для вас. Например, в моем случае это еженедельные посиделки с супругом в ресторане или с друзьями в бильярдном клубе. Я очень люблю эти вечера, они для меня много значат и отказываться я от них не хочу. Вместо этого я решила пореже заказывать пиццу и суши на дом, и не лениться ходить за машиной вместо того, чтобы ездить на такси.

Продолжение следует…

 

11 комментариев

  1. Лана:

    Спасибо! Про 5% заинтересовало. Хочу попробовать, годовой бухгалтерии конечно нет, но думаю если записать расходы за месяц и составить диаграмму, то тоже подойдет, как считаете?

  2. Наиля:

    Все что вы пишите очень интересно!!!Распечатала предложенный вами органайзер на 2013 год, начала заполнять…,но для меня это оказалось таким сложным делом…..надеюсь, что с вашей помощью у меня все получится???!!!

  3. хочу поделиться — пару месяцев назад начали с мужем расписывать бюджет наперед, сначала на неделю, потом на месяц. и действительно — стали появляться деньги для депозита, а главное — чувство, что все под контролем!
    очень полезное дело. спасибо за идею с 5%!

  4. Инна:

    Ой,Маргарита,как я с Вами согласна…Но как убедить мужа? Начитавшись много полезного у Вас,я также решила вести учёт денюжек.Говорю мужу,чтобы приносил все чеки.Поход папы и сына в макдональдс-всего 41 грн(мы с Украины)…А муж в ответ:»Это же мелочь…»И что тут сказать?

    • Может быть, заложить папины карманные деньги (определенную сумму) в отдельную статью и не учитывать в мелочах? А вообще мой муж сильно проникся, когда я продемонстрировала ему результаты прошлого года — он сначала даже не поверил в такие суммы. Но в итоге сам стал более серьезно к тратам относиться.

  5. Ольга:

    Надо попробовать метод 5%. Бюджет ведем относительно давно, два с половиной года(уже убедились, что это нужное дело))), так что прикинуть, что можно еще подсократить, думаю, сложно не будет…

  6. Ирина:

    Пицца, суши на дом.. лень идти за машиной…. Вот это да!!!! 5% от моей зарплаты (медсестры)-это 650 рублей

  7. Соня:

    планирование тема интересная, но вот гадаю с чего начать и как лучше сделать, если относительно стабильный доход, кредит и покупки на данный момент по кредитной карте(а это получается на мес живём в долгу, и выйти пока из этой ситуации не получается, тк накладывается одни траты на другие). Может у кого есть личный опыт как быстрей избавиться от кредита?

Оставить комментарий

logo-rbk visa mastercard
Пользовательское соглашение