Каша в голове: перезагрузка

У меня бывают моменты, когда при огромном количестве идей, задач и планов я не в состоянии действовать эффективно. Я называю такие периоды «Забилась оперативка». Нет ни упадка сил, ни лени, ни плохого настроения — но есть неприятная вибрация от нереализованной энергии и тревожащее ощущение, что надо что-то делать, а что именно, с чего начать, за что хвататься, чего в данный момент нельзя упустить, а что можно отложить — непонятно. Другими словами, при колоссальном количестве возможностей и задумок не находится «рычага», на который можно было бы направить усилия, при достаточном количестве информации не получается принять какое-либо решение по поводу ближайших шагов. Если вы что-то подобное испытывали, то наверняка понимаете, что я имею в виду. 

В моем случае такая мысленная каша возникает в ситуациях, когда поверх старой, еще не обработанной информации, записывается новая. Любая информация должна частично выбрасываться из головы, частично переноситься на бумагу, частично сразу внедряться. Если этого не сделать — получите постоянно кипящий мозговой компот. Если в этот компот продолжать подбрасывать новые ингредиенты — получите кашу.

У меня есть несколько приемов, которые я мгновенно пускаю в ход, как только понимаю, что пришло время «каши». Иногда бывает достаточно 1-2 пунктов, в особо тяжелых случаях — нужны сразу все. Кстати, именно сейчас у меня как раз тяжелый случай, давайте вместе лечиться 🙂

1. Временно отказаться от поиска решений.

Остановитесь и возьмите тайм-аут. Ваш мозг перегружен и не в состоянии обрабатывать данные, как бы вы ни пыхтели, сколько бы ни думали, как бы ни грызли себя за бездействие. Итак, первое, что нужно сделать — принять ситуацию («да, у меня забилась оперативка»), и отказаться от попыток эту проблему разрулить. У вас просто нет сейчас на это ресурсов, разрешите себе ничего не предпринимать.

2. Полностью переключиться.

Постарайтесь максимально оторваться от той сферы, которая послужила причиной «зависания». Я, например, сейчас «застряла» из-за работы — недавно пройденный вебинар так загрузил меня информацией и ошеломил новыми возможностями, что я потеряла все прежние ориентиры. Энергия бьет фонтаном, но я больше всего похожа на курицу, бегающую с отрезанной головой. Я понимаю, что все знания нужно внедрять — но прежде было бы неплохо их переварить и дать улечься. Поэтому я пока отложила все новые начинания, выполняя только самый минимум  привычной рутинной работы, и максимально переключилась на свой дом: взялась за генеральную уборку, подготовку весеннего гардероба и т.п.  Если есть возможность — можно отправиться в поездку, причем лучше всего спонтанно. В этом случае вам волей-неволей придется решать непривычные для вас задачи — где остановиться, куда сходить, как развлечься в другом городе.  Это уже тяжелая артиллерия, но и лучше всего работающая.

3. Отключить все источники информации

Пожалейте голову и не впихивайте в нее невпихуемое! На несколько дней устройте себе информационную голодовку, отказавшись от чтения новостей, лент друзей и тем более, от телевизора. Самые отчаянные могут отключить и телефон. Я вам со всей ответственностью могу заявить: мир без вас не рухнет. На что спорим?

4. Провести «зачистку» проблемной сферы жизни.

Я давно уже заметила : лучший способ заставить ситуацию сдвинуться с места — это создать колебания в той сфере, которой эта ситуация касается. Например, самый верный путь взяться наконец за наведение порядка в своем гардеробе — это одним решительным движением выкинуть все барахло, которое заполняет ваш шкаф.  Чтобы расчистить дорогу деньгам — надо расшевелить свои денежные потоки: продать все ненужное,  заняться поиском новых клиентов, дать рекламу.

Что касается моей ситуации, то я сейчас навожу порядок на рабочем столе, разбираю рабочие файлы, удаляю все ненужное, отказываюсь от бесперспективных проектов и т.п.  После подобных мероприятий меня всегда настигают ценные инсайты.

Еще пара подобных способов я описывала здесь: «Метод встряски: 3 способа изменить жизнь»

5. Пересмотреть свой список жизненных ценностей и целей.

Каша в голове связана в том числе и с потерей жизненных ориентиров. Вас так завалило текучкой и мыслями, что вы скорее всего забыли о том, куда вообще идете. Сейчас — самый подходящий момент пересмотреть ваши глобальные списки «хотелок». Что в жизни для вас самое важное? Что приносит больше всего радости и удовольствия?  Куда вы шли, пока вас не замкнуло? Перечитайте списки ваших мечт, ваши вчерашние планы, вычеркните неактуальное и выполненное, добавьте что-то новое, да просто помечтайте, в конце концов!

6. Перенести кашу на бумагу

Возьмите лист бумаги и запишите на него все, что у вас сейчас в голове. Не анализируя, не формулируя, не обдумывая — просто пишите хаотически все, что пишет ваша рука, пусть даже это кажется бредовым или на первый взгляд не относится к проблеме. Все мелкие дела, которые вам нужно сделать, все великие проекты, за которые вы боитесь взяться, абсолютно все, что вас в данный момент беспокоит. Запишите и уберите этот список, когда вы почувствуете, что перезагрузка прошла успешно, вы к нему вернетесь и проанализируете. Уверяю — вас ждут удивительные открытия.

7. Составить план

Для меня планирование — это первая помощь. При любом стрессе, упадке сил или приступе самобичевания я хватаюсь за свой ежедневник и начинаю Планировать. Это действо меня успокаивает, возвращает равновесие и придает уверенность.

Возможно, вы не относитесь к планам так трепетно, как я, но все-таки набросать примерный алгоритм будущих действий — это хороший завершающий этап вашей перезагрузки. Не беритесь за планирование, пока ваша каша не рассосалась, иначе этот процесс взбесит вас еще больше. Приступайте к планам только тогда, когда почувствуете, что уже можете продуктивно мыслить. Далее выберите один пункт (самый легкий и приятный для вас) и полностью сфокусируйтесь на нем, постепенно возвращаясь к активной жизни.

Каша в голове — это не диагноз и не повод клеймить себя неудачником. Это просто период, который случается у всех (даже у вашего компьютера). Не ругайте себя и не впадайте в уныние, просто выполните необходимые действия и живите с удовольствием дальше. Помните о том, что где-то в этой каше есть ценные идеи и гениальные решения, вам нужно лишь спокойно дождаться, пока они выплывут на поверхность. Как всегда — желаю вам удачи и уверена, что все у вас получится!

5 комментариев

  1. Юлия:

    Статья супер!
    Лучший способ заставить ситуацию сдвинуться с места — это создать колебания в той сфере, которой эта ситуация касается. Верно на 100%.

  2. Людмила:

    У меня сейчас как раз такая каша в голове! Запуталась в своих бумагах. Почиталась Ваши статьи об Evernote и загорелась перенести в него все свои бумажки, бумаги и бумаженции. Целыми днями сижу у компьютера, дела делаю (извините) только необходимые, а в Эверноте — полный бардак. Все свалено в кучу, блокнотов-168 штук, меток- почти 500, а всего заметок- 3040. И как это «добро» привести в порядок- ума не приложу. Понимаю, что буду путаться и в блокнотах, и в метках. Перекраивала все уже раз пять. Как лучше и проще:-один блокнот и куча меток или много разных блокнотов по всяким темам и минимум меток? Посоветуйте, пожалуйста.

    • Как лучше — это только вам решать. Исходите из особенностей вашей собственной логики и используйте ваши личные ассоциативные связи. А для начала все-таки стоит отвлечься немного, переключиться временно на что-то другое. Решение само придет со временем, если не настаивать 🙂 Я тоже свои структуры далеко не сразу составляю, приходится экспериментировать, пока не нарисуется удобная и понятная схема.

  3. Юлия:

    Спасибо за заметку! очень полезная.
    Когда у меня наступает период перезагрузки, я тоже начинаю планировать. пишу конечный результат и к нему задачи, затем решаю, что нужно сделать впервую очередь, а что во-вторую и так далее. Выполняю пунк за пунктом. и это очень помогает, перестаешь суетиться и голова приходит в норму.

Оставить комментарий

logo-rbk visa mastercard
Пользовательское соглашение